(495) 276-0068

Бизнес-процессы в логистике

Особенности и управление логистическими бизнес-процессами

Любой бизнес – это сложная система, которая управляется при помощи бизнес-процессов (набора внутренних операций, взаимосвязанных между собой и направленных на функционирование системы). Главная цель действий компании в сфере логистики – обеспечение сбыта продукции и последующего получения прибыли. Под продукцией понимают товары, информацию, документы и услуги.

Бизнес-процессы можно разделить на группы:

  • Управление и планирование (вертикальный тип). Предусматривает такую реализацию сбытовых бизнес-процессов горизонтального типа, которая генерирует доход.
  • Ресурсный процесс (вертикальный тип). Состоит из многих направлений деятельности, ориентированных на доставку и складирование товаров в точках выполнения действий.
  • Сбыт (горизонтальный тип). Этот процесс непосредственно приносит бизнес-системе прибыль.
  • Трансформационный процесс (вертикальный тип). Вспомогательный, направлен на преобразование имеющихся технологий с учетом меняющихся вводных параметров.

Бизнес-процессы в логистике

Система логистики – это набор из ряда бизнес-процессов:

  • Планирование перемещения товаров. Относится к процессу планирования и управления.
  • Доставка на склад продукции, полученной от поставщика или производителя. Это часть вышеописанного ресурсного процесса.
  • Складской учет. Маркировка и инвентаризация – раздел ресурсного процесса.
  • Транспортировка продукции в магазины. Эту функцию включают в процесс сбыта.
  • Контроль товарных потоков. Наблюдение за их движением осуществляется в рамках планирования и управления.

В целом, на службу логистики возлагаются такие функции:

  • согласование даты получения и даты отправки партий продукции;
  • выполнение расчетов по транспортным расходам;
  • составление карт маршрутов движения транспорта для максимально безопасного и быстрого перемещения товаров;
  • составление плана, по которому будут доставляться партии продукции;
  • прием с последующим хранением на складе доставленного груза;
  • сбор заявок, присылаемых магазинами;
  • изменение статуса товара (был – резерв, стал – экспедиция);
  • заполнение накладных (проставка отметки);
  • сбор и анализ информации по доступному транспорту;
  • выбор оптимального маршрута доставки;
  • отгрузка со склада собранного и упакованного товара;
  • информирование получателя о времени прибытия машины с грузом;
  • беспрерывный мониторинг движения товара по маршруту;
  • учет товаров, которые были возвращены;
  • курирование процессов возврата, отправки и оприходования товара.

Производственные, торговые и экономические системы эффективно работают лишь при организации правильной логистики, гарантирующей своевременный подвоз сырья на заводы и фабрики, отгрузку готовых товаров, их складирование, учет, доставку потребителю в назначенное время с минимальной себестоимостью.

Реинжиниринг бизнес-процессов

Разумное управление бизнесом подразумевает нахождение ответов на возникающие вызовы. Основной из них – увеличение всех показателей работы, с целью роста доходности и повышения качества обслуживания клиентов.

Реинжиниринг business-процессов представляет собой самую глубокую и комплексную операцию в бизнесе, включающую:

  • переосмысление всех базовых принципов функционирования компании;
  • полную реорганизацию деловых процессов.

Оценка результативности

Итоги успешного реинжиниринга:

  • стремительное улучшение показателей деятельности фирмы;
  • резкий рост эффективности управления, качества сервиса и продукции, результативности на всех этапах работы;
  • ускорение обработки заказов;
  • уменьшение себестоимости услуг для клиентов;
  • умножение темпов развития, разработки новой продукции и увеличения доходов.

Проведение реинжиниринга

Типичная схема реинжиниринга выглядит так:

  1. Создание модели “КАК ЕСТЬ”. Это построение модели и описание технологии процессов, существующих на конкретном предприятии.
  2. Создание модели “КАК ДОЛЖНО БЫТЬ”. Имеющаяся модель бизнес-процессов анализируется, после чего составляется перспективная модель и разрабатываются новые технологии.
  3. Оценка новой модели и технологий. Модель и технологии “КАК ДОЛЖНО БЫТЬ” анализируются на соответствие базовым требованиям действующей бизнес-системы с расчетом возможных экономических выгод.
  4. Практическое внедрение. Происходит при положительном отзыве аналитиков о модели бизнес-процессов “КАК ДОЛЖНО БЫТЬ”.

Использование реинжиниринга на практике

Начальный этап

Работа начинается с составления графической карты бизнес-процессов компании – в формате иерархии диаграмм. Составляющие и взаимосвязь между ними показаны на карте в процессе действия. Обычно, прибегают к методике описания бизнес-системы по стандарту IDEF0. Она дает возможность анализа процессов любого уровня. Благодаря исследованию данных, представленных на карте, удается быстро выделить основные бизнес-процессы фирмы.

Поиск и выбор инноваций

Как правило, реинжиниринг заключается в интеграции в структуру бизнес-процессов прогрессивных изменений. Поэтому, перед началом рассмотрения по отдельности, под каждый из них подбирают инновации, обеспечивающие применение механизмов, заменяющих ручной труд.

Приведем несколько примеров:

  • внедрение АСУ складом, позволяющую автоматизировать складские логистические процессы;
  • строительство новых складских доков для грузовых автомобилей;
  • введение роботов-паллетизаторов в технологию производственных линий.

Расчет эффективности реинжиниринга

Новые логистические бизнес-процессы изучают, определяя их эффективность. Для чего выполняют расчет показателей:

  • качество сервиса логистики, предоставляемого организацией;
  • объем логистических издержек;
  • продолжительность каждого отдельно и всех вместе логистических циклов;
  • производительность логистики (складской грузооборот в течение 24 часов, количество отправок грузов на единицу грузовместимости автомобилей, количество заказов, обработанных на протяжении 1 часа и пр.);
  • коэффициент возврата инвестиций (ROI) в систему логистики – показатели рентабельности вложений в конкретные подразделения логистического оператора (цифровая информационная система, транспорт, склад, транспортные коммуникации, грузовой терминал и т.д.).

Уровень эффективности реинжиниринга определяют путем высчитывания количества сэкономленных денежных средств, полученных за счет оптимизации бизнес-процессов логистики.

Выбор проекта реинжиниринга

Экономически целесообразным следует считать проект реинжиниринга, на реализацию которого будет потрачено меньше 50% от ожидаемого объема прибыли. В этом случае все мероприятия по внедрению нужно осуществить в кратчайшие сроки.

Заключительное слово

Для успеха на рынке, недостаточно методично работать над улучшением предлагаемой продукции. Дополнительно необходимо совершенствовать бизнес-процессы, оптимизируя их с учетом изменения рыночной ситуации. Наилучшие результаты достигаются при использовании самых разных инструментов и системных решений, к которым относится реинжиниринг.

Помните, что извлечь максимальную выгоду можно только при сознательной и правильной реализации реинжиниринга бизнес-процессов.


Возврат к списку



Пошаговую инструкцию, о поиске складской недвижимости в Москве можно скачать тут