Особенности и управление логистическими бизнес-процессами
Любой бизнес – это сложная система, которая управляется при помощи бизнес-процессов (набора внутренних операций, взаимосвязанных между собой и направленных на функционирование системы). Главная цель действий компании в сфере логистики – обеспечение сбыта продукции и последующего получения прибыли. Под продукцией понимают товары, информацию, документы и услуги.
Бизнес-процессы можно разделить на группы:
- Управление и планирование (вертикальный тип). Предусматривает такую реализацию сбытовых бизнес-процессов горизонтального типа, которая генерирует доход.
- Ресурсный процесс (вертикальный тип). Состоит из многих направлений деятельности, ориентированных на доставку и складирование товаров в точках выполнения действий.
- Сбыт (горизонтальный тип). Этот процесс непосредственно приносит бизнес-системе прибыль.
- Трансформационный процесс (вертикальный тип). Вспомогательный, направлен на преобразование имеющихся технологий с учетом меняющихся вводных параметров.
Бизнес-процессы в логистике
Система логистики – это набор из ряда бизнес-процессов:
- Планирование перемещения товаров. Относится к процессу планирования и управления.
- Доставка на склад продукции, полученной от поставщика или производителя. Это часть вышеописанного ресурсного процесса.
- Складской учет. Маркировка и инвентаризация – раздел ресурсного процесса.
- Транспортировка продукции в магазины. Эту функцию включают в процесс сбыта.
- Контроль товарных потоков. Наблюдение за их движением осуществляется в рамках планирования и управления.
В целом, на службу логистики возлагаются такие функции:
- согласование даты получения и даты отправки партий продукции;
- выполнение расчетов по транспортным расходам;
- составление карт маршрутов движения транспорта для максимально безопасного и быстрого перемещения товаров;
- составление плана, по которому будут доставляться партии продукции;
- прием с последующим хранением на складе доставленного груза;
- сбор заявок, присылаемых магазинами;
- изменение статуса товара (был – резерв, стал – экспедиция);
- заполнение накладных (проставка отметки);
- сбор и анализ информации по доступному транспорту;
- выбор оптимального маршрута доставки;
- отгрузка со склада собранного и упакованного товара;
- информирование получателя о времени прибытия машины с грузом;
- беспрерывный мониторинг движения товара по маршруту;
- учет товаров, которые были возвращены;
- курирование процессов возврата, отправки и оприходования товара.
Производственные, торговые и экономические системы эффективно работают лишь при организации правильной логистики, гарантирующей своевременный подвоз сырья на заводы и фабрики, отгрузку готовых товаров, их складирование, учет, доставку потребителю в назначенное время с минимальной себестоимостью.
Реинжиниринг бизнес-процессов
Разумное управление бизнесом подразумевает нахождение ответов на возникающие вызовы. Основной из них – увеличение всех показателей работы, с целью роста доходности и повышения качества обслуживания клиентов.
Реинжиниринг business-процессов представляет собой самую глубокую и комплексную операцию в бизнесе, включающую:
- переосмысление всех базовых принципов функционирования компании;
- полную реорганизацию деловых процессов.
Оценка результативности
Итоги успешного реинжиниринга:
- стремительное улучшение показателей деятельности фирмы;
- резкий рост эффективности управления, качества сервиса и продукции, результативности на всех этапах работы;
- ускорение обработки заказов;
- уменьшение себестоимости услуг для клиентов;
- умножение темпов развития, разработки новой продукции и увеличения доходов.
Проведение реинжиниринга
Типичная схема реинжиниринга выглядит так:
- Создание модели “КАК ЕСТЬ”. Это построение модели и описание технологии процессов, существующих на конкретном предприятии.
- Создание модели “КАК ДОЛЖНО БЫТЬ”. Имеющаяся модель бизнес-процессов анализируется, после чего составляется перспективная модель и разрабатываются новые технологии.
- Оценка новой модели и технологий. Модель и технологии “КАК ДОЛЖНО БЫТЬ” анализируются на соответствие базовым требованиям действующей бизнес-системы с расчетом возможных экономических выгод.
- Практическое внедрение. Происходит при положительном отзыве аналитиков о модели бизнес-процессов “КАК ДОЛЖНО БЫТЬ”.
Использование реинжиниринга на практике
Начальный этап
Работа начинается с составления графической карты бизнес-процессов компании – в формате иерархии диаграмм. Составляющие и взаимосвязь между ними показаны на карте в процессе действия. Обычно, прибегают к методике описания бизнес-системы по стандарту IDEF0. Она дает возможность анализа процессов любого уровня. Благодаря исследованию данных, представленных на карте, удается быстро выделить основные бизнес-процессы фирмы.
Поиск и выбор инноваций
Как правило, реинжиниринг заключается в интеграции в структуру бизнес-процессов прогрессивных изменений. Поэтому, перед началом рассмотрения по отдельности, под каждый из них подбирают инновации, обеспечивающие применение механизмов, заменяющих ручной труд.
Приведем несколько примеров:
- внедрение АСУ складом, позволяющую автоматизировать складские логистические процессы;
- строительство новых складских доков для грузовых автомобилей;
- введение роботов-паллетизаторов в технологию производственных линий.
Расчет эффективности реинжиниринга
Новые логистические бизнес-процессы изучают, определяя их эффективность. Для чего выполняют расчет показателей:
- качество сервиса логистики, предоставляемого организацией;
- объем логистических издержек;
- продолжительность каждого отдельно и всех вместе логистических циклов;
- производительность логистики (складской грузооборот в течение 24 часов, количество отправок грузов на единицу грузовместимости автомобилей, количество заказов, обработанных на протяжении 1 часа и пр.);
- коэффициент возврата инвестиций (ROI) в систему логистики – показатели рентабельности вложений в конкретные подразделения логистического оператора (цифровая информационная система, транспорт, склад, транспортные коммуникации, грузовой терминал и т.д.).
Уровень эффективности реинжиниринга определяют путем высчитывания количества сэкономленных денежных средств, полученных за счет оптимизации бизнес-процессов логистики.
Выбор проекта реинжиниринга
Экономически целесообразным следует считать проект реинжиниринга, на реализацию которого будет потрачено меньше 50% от ожидаемого объема прибыли. В этом случае все мероприятия по внедрению нужно осуществить в кратчайшие сроки.
Заключительное слово
Для успеха на рынке, недостаточно методично работать над улучшением предлагаемой продукции. Дополнительно необходимо совершенствовать бизнес-процессы, оптимизируя их с учетом изменения рыночной ситуации. Наилучшие результаты достигаются при использовании самых разных инструментов и системных решений, к которым относится реинжиниринг.
Помните, что извлечь максимальную выгоду можно только при сознательной и правильной реализации реинжиниринга бизнес-процессов.