Кейс: Как мы осуществляем логистику строительных материалов
Строительство — одно из наиболее капитало- и трудоемких отраслей экономики. Эффективность работы компаний, занимающихся реализацией продукции в данном направлении, практически напрямую зависит от своевременной доставки стройматериалов в магазины, а значит, от правильной организации логистики.
Логистика позволяет свести к минимуму запасы стройматериалов, а в ряде случаев и вовсе отказаться от их применения, сократить сроки доставки продукции, ускорить процесс получения требуемой информации, а также повысить уровень сервиса.
К нам обратилась компания, которая занимается продажей строительных материалов. Реализация осуществляется через собственные розничные сети магазинов, располагающихся на достаточно большом расстоянии друг от друга. У фирмы, с условным названием “Стройматериалы”, часто возникают большие товарные запасы, которые нужно где-то хранить.
Собственного склада компания не имеет, а мощности складов при магазинах розничной сети в пики строительного сезона не хватает. Руководство приняло решение обратиться к 3PL оператору с просьбой организовать не только складскую логистику стройматериалов, но и наладить регулярные поставки товара в сеть магазинов в пиковые сезоны продаж, а также при больших заказах осуществлять доставку не через магазина, а напрямую клиенту.
Постановка проблемы
Существуют три основных вида хранения строительных материалов:
- Под открытым небом. Данный вид хранения подходит лишь для тех стройматериалов, которые не теряют своего качества под длительным воздействием влаги, температурных колебаний или солнечных лучей.
- Под навесом. Под металлической конструкцией высотой от 2,2 м хранят кирпич, керамоблоки, газобетонн. Для дополнительной защиты продукции используют пленку. Данный способ подходит только для сезонного хранения.
- Внутри помещения. Является эффективным и самым надежным способом хранения. Склады, как правило, оснащены необходимым оборудованием, а также специально организованы для качественного хранения строительных материалов.
Компании “Стройматериалы” мы предложили воспользоваться последним способом хранения продукции, так как навеса и открытых площадок у нас нет. Но в складировании стройматериалов имеются свои особенности, которые связаны, прежде всего, с большим количеством товарных наименований, а также разнообразием физических характеристик товара.
Кроме того, на складе стройматериалов, как правило, сложно выделить и создать единую зону для комплектации продукции, поскольку товары с разным весом и объемом невозможно расположить в одном месте, удобным для проведения отбора. Это связано с тем, что хранение строительных материалов требует поддержания в помещении определенного уровня температуры и влажности, а для погрузки и разгрузки необходимо применять разное оборудование.
Что было предложено
В наших складах типа “А” зоны хранения оптимизированы под различный ассортимент продукции, который разделен на несколько групп. Внутри каждой из них товар распределяется на хранение в соответствие с результатами проведенного нашими специалистами АВС-анализа.
Хранения стройматериалов организовано следующим образом:
Материал | Способ хранения |
Изделия из железобетона | Храним в штабелях высотой до 260 см, которые разделены деревянными брусками. |
Натуральный камень | Складируем в зависимости от вида материала. |
Лицевой, а также строительный кирпич, керамоблоки | Располагаем на поддоне и накрываем пленкой. |
Газобетон | Храним в заводской упаковке. |
Пиломатериалы | Обеспечиваем им хорошую проветриваемость, а также заботимся о пожарной безопасности складского помещения. Нижний ряд древесины располагаем на высоте 20 см от пола. Отсортировка осуществляется по профилю. |
Сетка и арматура из металла | Металлопрокат и изделия толще 38 мм храним горизонтально, вставляя между слоями бруски из дерева. |
Стекловолоконная или базальтовая теплоизоляция | Храним на поддонах |
Пенополистирол | Ставим штабелями высотой до 2 м. |
Цемент, гипс, алебастр | Храним на поддонах. |
Сухие строительные смеси | Храним на поддонах. |
Кровля | Храним в штабелях высотой до 70 см. Если предполагается хранение продукции дольше месяца, то между слоями используем деревянные рейки. |
Хранение негабаритных грузов
Для обработки негабаритных грузов на складе используют консольные стеллажи или модернизированные фронтальные стеллажи, к примеру, грузовые полочные, а также специализированную технику.
Если ширина проходов между стеллажами позволяет перевозить стройматериалы обычным погрузчиком, то можно использовать его модернизированный вариант — погрузчик с каретками, установленные с боковым смещением, погрузчик с широкими каретками, а также каретками в виде разных захватов, удлинителями вил. Таким образом, при разлете вил в 2-2,5 м можно с легкостью поднимать и перемещать любые виды длинномеров так, чтобы те располагались в равновесном состоянии.
На нашем складе ширина проходов спроектирована, исходя из минимальных норм, которые установлены для широко распространенной спецтехники. Поэтому, если в ассортименте появляется негабаритный груз, то его перевозят боковыми погрузчиками, в конструкции которых имеется грузовая платформа, а также каретка с вилами. При помощи грузовой платформы быстро и безопасно осуществляют перевозку груза по территории склада и размещение товаров на места их хранения. Длинномер находится на платформе вдоль линии движения, поэтому техника может свободно двигаться даже по узким проходам, а благодаря управляемым опорным колесам она становится очень маневренной.
Комплектация и упаковка груза
Комплектация стройматериалов на складе осуществляется в пленки, пакеты и мешки из полиэтилена. В дальнейшем все упаковки помещаются на поддон или несколько поддонов. Поверх тары в обязательном порядке крепится ведомость.
Логистика “последней мили”
Компании “Стройматериалы” мы предложили логистику “последней мили” — вариант доставки строительных материалов (от ж/д станции на склад и со склада в сети розничных магазинов) потому, что фирма получает товары от производителей как морскими, так и железнодорожными путями.
Отгрузка и отправка негабаритного стройматериала магазинам розничной сети в данном случае также имеет свою специфику. Каждый заказ в базе системы складского учета WMS дополнительно содержит информацию о максимальном габарите товара, его весе и длине. Эти данные в заказе указываются отдельной строкой. Так мы заранее определяем, какой транспорт для перевозки стройматериалов нам нужен.
Каков результат?
Таким образом, воспользовавшись услугами 3PL оператора, компания “Стройматериалы” смогла значительно снизить свои издержки в стоимостном выражении, а также уменьшить трудозатраты и время на выполнение заказов.
3PL оператор Мирада обеспечивает своим клиентам оперативную доставку широкой номенклатуры строительных материалов непосредственно от поставщика в магазины розничной сети, а также их безопасное хранение на собственных складах типа "А".
Клиентам, работающим в отрасли строительства, “Мирада” предлагает:
- доставку стройматериалов железнодорожным транспортом;
- перевозки автотранспортом (FTL);
- доставку груза по принципу “от двери до двери”;
- услуги кросс-докинга;
- хранение и обработку строительных материалов на собственных складах;
- комплектацию и упаковку товара;
- подготовку заказов согласно требованиям клиента.