(495) 276-0068

Кейс про особенность логистики магазина (склада) автозапчастей

Логистика магазина и склада автозапчастей

Можно обеспечить широкий ассортимент товаров, ответственно подойти к подбору сотрудников, однако магазин автозапчастей не будет эффективно работать без правильной схемы логистики. Она включает в себя:

  • стратегическое управление закупками;
  • режим снабжения;
  • порядок хранения товаров;
  • систему управления информационными потоками.

В этом контексте задача складской логистики заключается в снижении затрат при одновременном увеличении прибыли магазина.

Пример организации логистики магазина автозапчастей

Не так давно мы выполнили заказ торговой сети (в дальнейшем – клиент), специализирующейся на продаже автомобильных запчастей. Имея много магазинов, организация решила не покупать складское помещение для временного хранения товаров.

Представители компании-дистрибьютора выполнили расчеты и установили, что расходы на строительство или приобретение собственного склада, наряду с его содержанием, окажутся большими, чем при использовании логистических механизмов 3PL-оператора. Поэтому, было принято решение о сотрудничестве с “Мирада”.

Проработка схемы логистики автозапчастей

Разработать “с нуля” план действий и обеспечить складское хранение автомобильных запчастей для сети магазинов – это сложная задача, справиться с которой под силу лишь опытному исполнителю, лидеру логистического сектора.

Чтобы логистика автозапчастей была гибкой, быстрой и продуктивной, требуется учесть множество нюансов. Ведь, только одна модель автомобиля какого-либо производителя содержит от 15 000 до 30 000 различных деталей. Вместе с тем, детали одного автоконцерна являются уникальными и подходят исключительно для одной его модели. Для другой модели нужны иные запчасти. Не говоря уже о машинах прочих автопроизводителей.

Наши сотрудники выделили следующие векторы:

  • распределение имеющихся ресурсов заказчика для достижения наибольшей эффективности;
  • рациональное размещение товара и оборудования на складе;
  • разработка комплекса унифицированных складских операций;
  • построение оптимальных маршрутов перевозки товаров по территории склада;
  • построение оптимальных маршрутов доставки продукции от поставщиков на склад;
  • построение оптимальных маршрутов транспортировки запчастей для автомобилей в сетевые магазины;
  • создание и использование цифровой WMS-системы складского учета.

Для успешного выполнения задания, нам нужно было учесть факторы, оказывающие влияние на эффективность работы создаваемого склада автозапчастей:

  • виды продукции и объемы товаров, которые планировалось складировать;
  • схема поставок запчастей;
  • способы доставки комплектующих;
  • предпочтительная WMS-система;
  • специфика комплектовки заказов;
  • обеспечение кросс-докинга;
  • необходимость в переупаковке и инвентаризации и т.д.

Сложности добавляет и тот факт, что комплектующие нуждаются в разных условиях хранения, отличаются способом упаковки, размерами, материалами.

Перед нашими экспертами стояла задача создания логистической схемы на основе одного склада, которая удовлетворяла бы всем требованиям по каждому артикулу и наименованию товара!

Одновременно, мы учли необходимость доставки в точки продаж партий, укомплектованных запчастями из разных товарных позиций, на каждую из которых приходилось не более десятка деталей.


Практические предложения по организации логистики

Организация хранения товаров на складе

Для задействования всего складского пространства, мы обеспечили хранение запчастей на полках стеллажей с использованием двух типов паллет:

  • FIN 1000×1200×150 мм;
  • EURO 800×1200×150 мм.

Продукцию среднего и маленького размера (независимо от типа) предполагалось хранить в ящиках на полках, что подразумевало как автоматизированную, так и ручную обработку грузов.

Аккумуляторы и шины, ввиду их потенциальной опасности для здоровья людей, разместили в отдельном помещении с мощной принудительной вентиляцией.

Большинство автомобильных запчастей не требуют поддержания особого температурного режима. Тем не менее, ряд комплектующих (например, пластиковые и резиновые детали) могут потерять товарный вид, выйти из строя при слишком высокой или низкой температуре.

Принимая это во внимание, мы предложили клиенту воспользоваться складским помещением класса А, в котором круглый год поддерживается стабильная температура в районе от +5 °C до +25 °C, что идеально подходило для хранения автодеталей.

Принятые меры принесли положительный эффект:

  • существенно уменьшились расходы клиента;
  • поддоны легко перемещать;
  • в любой момент можно поменять уровни хранения;
  • ускорилась складская обработка товаров и пр.

Зонирование склада

Склады компании “Мирада” по умолчанию разделены на технологические зоны, в каждой их которых выполняются определенные производственные операции. Поэтому, зонирование под логистику запчастей для авто уже имелось. Склад был поделен на такие секторы:

  • Участок разгрузки товаров, доставляемых на хранение.
  • Зона приемки.
  • Площадка для длительного хранения запчастей.
  • Сектор напольного хранения.
  • Зона хранения премиальных и прочих дорогостоящих товаров – видеорегистраторов, автомагнитол, бортовых компьютеров, каталогов и др.
  • Участок стеллажного хранения, где можно разместить от 500 до 3000 паллет.
  • Площадка для хранения ходовых запчастей и крупных деталей, входящих в группу А (автостекла, ремни, резиновые коврики, фильтры, рычаги и пр.). Тут применяются 5-8-ярусные стеллажи, где нижние ярусы служат для подбора автозапчастей, а верхние ярусы – для хранения резервных объемов указанных комплектующих.
  • Сектор размещения быстрооборачиваемых запчастей (здесь концентрируются товары, отгружаемые непосредственно в магазины клиента).
  • Зона мелкоячеистого складирования, рассчитанная на хранение большого количества стандартных мелких деталей – болтов, штифтов, гаек, шайб, гроверов и пр.
  • Участок комплектации, где продукция упаковывается и подготавливается перед отправкой (осуществляется взвешивание, замеряются упаковочные места, происходит маркировка).
  • Зона отгрузки.
  • Сектор временного хранения и обработки списанных автомобильных деталей и заводского брака.

Обработка заказов с АБС-анализом и учетом товарных групп

Для ускорения обработки товаров, мы поделили все запчасти на 3 группы по степени востребованности – А, В и С.

Детали, часто заказываемые магазинами клиента, складируются в непосредственной близости от участка комплектации и зоны отгрузки. Чем реже поступают заявки на отдельные комплектующие, тем дальше они хранятся.

Благодаря описанному организационному решению, обработка стандартных заявок происходит в таких временных интервалах:

  • автозапчасти группы А (наивысший спрос и небольшой ассортимент) отгружаются в течение 24 часов;
  • детали группы В (обычный средний спрос, много наименований) и С (требуются редко) отправляются в магазины торговой сети в течение 24-72 часов;

Срочные заявки на товары группы В и С обрабатываются в течение 24 часов.

Оптимизация перевозок продукции внутри склада

Безостановочная, точная и быстрая работа склада в огромной мере зависит от выстраивания оптимальной внутренней маршрутной сети.

Нами введена строгая нумерация проходов, стеллажей, полок, точек напольного хранения и позиций запчастей. За счет этого сотрудники оперативно перемещают товары по территории склада, до зоны комплектации и сектора отгрузки.

Система WMS

В качестве механизма автоматизации учета продукции мы предложили клиенту уникальную программу WMS собственной разработки, в алгоритмах которой прописаны все требования к хранению автомобильных запчастей.

База данных содержит полную информацию по каждой детали – количество, местоположение, вес, физические размеры, товарные коды, серийные номера и пр.

В итоге, была запущена полноценная система динамического складирования, позволившая дополнительно автоматизировать технологические процессы. Так, программа самостоятельно выбирает оптимальную ячейку, учитывая объем продукции, размеры упаковки и другие характеристики товара.

Дополнительное распределение поступающей продукции

Запрашивающей стороне было предложено воспользоваться сервисом расконсолидации паллет, доставляемых на склад для хранения. Вместо высоких паллет, стали использоваться низкие, соответствующие стандартам политизации, принятым в обслуживаемых магазинах.

Одновременно, компания “Мирада” осуществляет стикеровку получаемой продукции. Это многократно увеличило эффективность складского учета.

Результативность предоставляемых логистических услуг

Практика использования нашей системы складского хранения запчастей для авто позволила сделать следующие выводы:

  • выполнение заказов существенно ускорилось;
  • до 90% автозапчастей отгружаются без ошибок и точно в срок;
  • возросла удовлетворенность покупателей комплектующих, которые привели новых потребителей;
  • в несколько раз увеличился объем продаж магазинами клиента.

Возврат к списку



Пошаговую инструкцию, о поиске складской недвижимости в Москве можно скачать тут