Правильный кросс-докинг: практический опыт 3PL-оператора “Мирада”
Кросс-докинговые операции не требуют использования классического склада. Идеальным вариантом для организации кросс-докинга (сквозного складирования) является невысокое прямоугольное помещение, с двух сторон которого расположены доки, позволяющие выполнять погрузочно-разгрузочные работы. Такая архитектура дает ряд преимуществ:
- не смешиваются исходящие и входящие потоки продукции;
- складская техника применяется максимально эффективно, без лишнего пробега и временных затрат.
При использовании нескольких помещений для кросс-докинга, каждое из них может иметь зону складирования, минимальную по размерам. Огромные площади здесь не нужны.
Вместе с тем, важно правильно оборудовать означенные склады:
- организовать свободную зону ПВР, лишенную стеллажей;
- предусмотреть большое количество ворот (по стандарту 1 ворота на 300-500 м2 складской площади), с помощью которых будет осуществляться сквозное складирование;
- подготовить большое количество грузоподъемной складской техники.
Кросс-докинг является выгодным и уместным лишь в том случае, если весь товар, перевалка которого выполняется складом, был предварительно зарезервирован – у продукции должны быть конкретные получатели.
Организация работы
Помещение разбивают таким образом, чтобы кросс-докинговый участок непосредственно совмещался с зоной высотного хранения. Две автостоянки с подъездными путями размещают снаружи склада, рядом с приемными воротами.
Правильная организация кросс-докинга заключается в соблюдении графика и технологии в целом:
Интенсивный внутренний трафик создает складской тягач под управлением опытного водителя – сотрудник планомерно перемещает по площадке прицепы с грузами.
Управляющий складом отслеживает действия складских работников, следит за оборудованием, координирует движение отъезжающих и подъезжающих грузовиков, фургонов и других автомобилей. Во избежание нестыковок и пробок составляется график (может корректироваться в процессе), в котором указан номер ворот и точное время поступления на погрузку/выгрузку каждого транспортного средства.
Правильный план помещения для кросс-докинга
Здание, в котором будет реализована технология кросс-докинга, должно отвечать следующим требованиям:
- отношение ширины помещения к его длине 1:3 (благодаря чему, размещают максимальное количество ворот);
- достаточная площадь для маневрирования погрузочно-разгрузочной техники и любых грузовых автомобилей;
- напольное покрытие не должно иметь ни малейшего изъяна;
- минимум несущих конструкций (частая сетка поддерживающих колонн – неприемлемая ситуация).
Отраслевым стандартом считаются 5 типов кросс-докинговых складов, различающихся формой:
- H-образные;
- I-образные;
- L-образные;
- T-образные;
- U-образные.
Выбор варианта зависит от того, сколько доковых ворот вы планируете иметь. Так, для I-образного здания оптимальным будет не более 150 ворот, для H-образного – более 300 ворот.
Оборудование для обработки грузов
Главная задача кросс-докинга – переместить в кратчайшие сроки максимальный объем товаров. Для этого склад насыщают техникой:
- погрузочно-разгрузочные конвейеры самого склада;
- выдвижные конвейеры с питанием от электрической сети;
- устраиваемые в полу конвейеры;
- специальные прицепы;
- конвейерные сортировочные системы;
- станции маркировки.
Такой подход гарантирует:
- ускорение транспортировки поддонов (паллет);
- увеличение пропускной способности зоны;
- форсирование погрузочно-разгрузочных операций;
- ускорение обработки грузов (этикетирование).
Сортировочные системы в кросс-докинге
В зависимости от вида продукции, прибегают к одной из пяти сортировочных систем:
- Hang Sorter. Применяется для сортировки продукции, весящей на плечиках, вешалках (одежда, коробки и т.д.). Сортировщик крюком сбрасывает товар на специальные рельсы, по которым он движется в зону отправки (для транспортировки служат ручные тележки, специальный конвейер и др.) или к упаковщику (помещает товар в контейнер).
- Oval Sorter. Овальная система сортировки, рассчитанная на сортировку продукции в мягкой упаковке. Товары размещаются на лотках с раскрывающимся дном (подносах), которые движутся к месту распределения груза, зависают над ним и сбрасывают товар на контейнер, в отправочный короб и другую тару.
- Line Sorter. Конвейерная система линейного типа, предназначается для сортировки товаров в твердой упаковке. Продукция транспортируется на подносах. Как и в предыдущем варианте, груз подается в точку распределения, но не сбрасывается, а скатывается в короб, мешок и другую тару по наклоненному лотку (под специальным углом).
- Slide Tray Sorter. Овальная сортировочная система, проектируемая под работу со специальными лотками, угол наклона которых составляет 45°. При открытии нижнего конца лотка под действием тяготения товар соскальзывает сразу в тару. Этот автомат подходит для сортировки самой разной продукции – книг, компакт-дисков, конвертов, бытовой электроники и прочих товаров.
- Cross Belt Sorter. Линейный сортер, обладающий поперечными лентами, движущимися как влево, так и вправо. В нужный момент продукция переносится в накопительный бункер, а из него товар перекладывают в коробки для отправки заказчикам.
Персонал
Правильная организация кросс-докинга невозможна без высококвалифицированных сотрудников:
- диспетчеров-планировщиков;
- мастеров с практическим опытом, которые могут еще до доставки продукции правильно оценивать возможности по ее приемке и размещению.
Логистические IT-системы
Производительность кросс-докинга сама по себе довольно большая и многие логисты решают не менять бумажное делопроизводство на электронные системы контроля и учета. Но, крупные торговые партнеры не любят ждать, так что лучше использовать в обработке данных IT-технологии. У инноваций есть веские достоинства:
- радиочастотные устройства и штрихкоды увеличивают производительность кросс-докинга в несколько раз;
- водители заранее получают электронные сообщения о номере ворот и времени, в которое нужно подъезжать;
- управляющий в режиме real time наблюдает за движением товаров, обработкой заказов и мгновенно реагирует на возникающие ошибки.
На практике наилучший результат дает внедрение радиочастотной идентификации товаров. RFID-чипы (РЧИ) позволяют автоматически получать данные о каждом поступающем или отгружаемом товаре – информация с чипов поддонов считывается при прохождении грузов через оборудованные считывателями порталы на эстакадах.
Профессиональный кросс-докинг
Правильно организовать кросс-докинг в состоянии лишь высококвалифицированные специалисты. Они учтут десятки и сотни факторов, оказывающих прямое влияние на эффективность работы и оптимальное развитие системы сквозного складирования.
Для гарантированного получения хорошего результата стоит доверить создание и управление данным сервисом опытной команде логистического 3PL-оператора “Мирада”. Наша компания имеет значительный практический опыт организации кросс-докинга и других складских операций. Мы можем оперативно обрабатывать большие объемы разнообразных грузов с учетом любых требований клиентов.