Логистика товаров повседневного спроса (FMCG)
Как становится понятно из расшифровки аббревиатуры FMCG (fast moving consumer good), речь идет о сегменте “быстро оборачиваемых потребительских товарах”. В России долгое время было принято несколько иное определение – товары широкого потребления (ширпотреб).
К сегменту FMCG причисляют продукцию, реализуемую в магазинах розничной сети. Она имеет короткий цикл потребления и приобретается частными лицами. Приведем примеры:
- алкоголь и безалкогольные напитки;
- сигареты;
- продукты питания;
- косметика;
- батарейки;
- бытовая химия (частично);
- мыло и зубная паста;
- одноразовая пластиковая и бумажная посуда.
В общем, речь идет о товарах, которые беспрерывно потребляют современные люди.
Требования к логистике в сегменте FMCG
Успешная работа розничного магазина заключается в соблюдении ряда логистических условий:
- обеспечение высокой оборачиваемости товаров (спроса);
- выдерживание сроков транспортировки и высокого качества доставки;
- учет сезонности;
- готовность к пиковым нагрузкам;
- хранение товаров с соблюдением особого температурного режима;
- соблюдение правил товарного соседства;
- обеспечение сохранности и безопасности.
Проблемы, с которыми сталкиваются ритейлеры
Не только малые, но и крупные сети магазинов в 90% случаев по финансовым причинам не приобретают собственный транспорт. Более того, имеющиеся в их распоряжении складские помещения объединены с торговыми точками и не удовлетворяют актуальным стандартам логистики в сегменте FMCG. Особенно часто такое состояние дел наблюдается в провинции, где практически не встречаются склады класса А+ или Б.
Вследствие этого очень многие продавцы товаров широкого потребления “грешат” несоблюдением стандартов хранения продукции:
- используют плохо или вообще необорудованные площадки;
- даже при наличии склада не прослеживается деление на секции;
- если есть секции, то нередко отсутствуют камеры для разных товаров;
- одна-единственная камера может “ради экономии” на ночь отключаться от электросети.
Аутсорсинг логистики – идеальный выход из непростого положения
Ритейлеров из сегмента FMCG нетрудно понять. У них просто не хватает денег для запуска сложных технологий переработки продукции и ее складирования.
Тем не менее, не стоит опускать руки и мириться с вышеописанными недостатками. Аутсорсинг позволяет исправить положение и одновременно получить выгоду от перехода на новую модель снабжения.
Компания “Мирада” – это профессиональный 3PL-оператор, предлагающий полный спектр современных логистических услуг для FMCG. Мы обладаем огромным опытом работы с большими объемами продукции самого разного типа, создаем индивидуальные гибкие решения для каждого клиента, подстраиваемся под изменения спроса (сезонные и пр.), особенно точно соблюдаем требования по времени доставки товаров, что крайне важно в условиях быстрой оборачиваемости.
Подавляющее большинство 3PL-операторов, имеющих необходимые компетенции в сфере логистики для FMCG-сектора, предлагают:
- складские комплексы высшей категории, оборудованные по последнему слову техники;
- обширный складской учет, включающий контроль сроков годности хранимой продукции;
- ответственное хранение товаров;
- предпродажную подготовку продукции;
- доставку грузов в различных типах упаковки – “документ”, “паллеты”, “ящик”;
- перевозку строго определенным транспортом (тент, рефрижератор) и соблюдение требований к упаковке грузов на этапе доставки;
- кросс-докинг;
- мониторинг статуса заявок и множество других функций.
Складское хранение товаров FMCG
В зависимости от особенностей продукции, 3PL-операторы обеспечивают ее хранение:
- напольно;
- на стеллажах;
- в мелких ячейках.
Помимо этого, компания-логист выполняет следующие действия:
- рациональная паллетная подборка;
- эффективная покоробочная подборка;
- мелкоштучная комплектация товаров.
Благодаря предпродажной подготовке продукции клиенты избавлены от дополнительных финансовых затрат – перевозки груза со склада к месту предпродажной подготовки и сопутствующих погрузочно-разгрузочных работ.
Указанный вид логистики включает:
- сортировку и маркировку товара;
- стикеровку;
- подготовку продукции, которая будет использоваться в рекламных кампаниях;
- упаковку с использованием термоусадочной пленки;
- составление наборов и упаковку по индивидуальным требованиям, в том числе и упаковку товара с нестандартными параметрами.
Логистика FMCG на примере продуктов питания
Первоочередные задачи логистического оператора, работающего с описываемой группой товаров:
- неукоснительный учет сроков годности продуктов;
- соблюдение жестких стандартов товарного соседства;
- круглогодичное поддержание необходимого температурного режима.
Учитывается каждая партия отгрузки. На любой заказ в обязательном порядке оформляются удостоверения и сертификаты качества. Каналы отгрузки подбираются в соответствии с гибкими методиками отпуска – LIFO, FEFO.
Продукция, сроки годности которой скоро истекут, обязательно блокируется отдельно.
Хранение большого количества товаров подразумевает наращивание “емкости” – 2-3-кратное и более выраженное увеличение высоты “этажей”, состоящих из паллет, установленных друг на друга. Пределы определяются высотой склада и возможностями складской техники.
Предприятия, работающие с товарами FMCG, как правило, делегируют компании-логисту полную предпродажную подготовку, куда входит:
- маркировка и стикеровка;
- упаковка и переупаковка товаров;
- вкусовое микширование;
- формирование метро-юнитов.
Метро-юниты – наилучший формат упаковки для рекламной акции. Это позволяет одновременно продать набор из товаров одной или нескольких групп.
Самостоятельная обработка большого объема продукции может затянуться и затормозить торговлю, дав эффект, противоположный ожидаемому. Поэтому, важно делегировать эту деятельность профессионалам. Сервис “Мирада” по предпродажной подготовке – в первую очередь инструмент увеличения объемов реализации, а не только услуга.
Комплексная организация логистики FMCG-товаров, осуществляемая опытным 3PL-оператором, дает ритейлерам такие преимущества:
- качество готовой продукции существенно улучшается;
- на 1-2% сокращаются убытки, вызванные отсутствием товаров на полках;
- благодаря отказу от услуги транспортировки груза поставщиком, себестоимость товара снижается на 3-8%;
- на 5% уменьшается количество товаров на складах, что увеличивает доход магазина.